Брак христианки с мусульманином

Спасибо Вам, что не прошли мимо моего вопроса. Вы дали много пищи для размышлений. Я поняла, что ответ мне нужно искать внутри себя и определяться. (P.)

Мой брак был по большой любви и я многим пожертвовала ради него. Сейчас кажется, что брак не очень надежный — мои родители очень протестуют, не оставляют нам шансов. Мы пока боремся за любовь, за свою семью, но иногда меня посещают мысли о том, вдруг все рухнет… Что тогда будет с моей душой? Я много прислушивалась к своей вере внутри себя. Я верю в Бога, верю, что он нам помогает. Понимаю, что для всего сущего Бог один, каждый народ через свою религию как через свою дверь стучит к Нему, но к одному и тому же. (P.)

Наш комментарий:

Не напрасно священнослужители разных религий предупреждают против таких смешанных браков, где семью создают представители двух разных религий. Даже помимо того, что сами религии подчас требуют для обряда бракосочетания, чтобы и жених и невеста принадлежали именно к этой религии. Есть, конечно же, исключения. Так, например, исмаилиты, представляющие собой секту шиитской ветви Ислама, не требуют отказа от своей религии для совершения обряда бракосочетания. Но различного рода запреты на межрелигиозные браки направлены не только на сохранение чистоты вероучения. Это также оберегает семью от множества проблем и разногласий.

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14).

Та не религия, которая не претендует на свою исключительность и истинность. Бог и религия обычно предстают в роли третейского судьи. А третейский судья должен признаваться всеми сторонами как непогрешимый, неошибающийся, иначе он не сможет быть судьей по определению. Другое дело, что разные религии и разные представления о Боге допускают толерантность, терпимость до определенной степени, потому что истинный Бог не насилует волю человека и позволяет ему делать свой выбор. И только последствия выбора человека могут оказаться неизбежным наказанием.

Какие же проблемы ожидают тех, кто по тем или иным причинам решается пересечь не только этнические, но и религиозные границы при создании семьи? При вступлении в брак неизбежны разногласия в силу различного воспитания, различного образования, различной культуры, различных взглядов… и при этом брачущиеся естественно должны уступать друг другу, приспосабливаясь к переменам. Основной принцип, который убережет семью в таких ситуациях — «изменяй себя, а не другого». В твоей семье посуду мыла мать, а здесь жена ожидает этого от тебя? Изменяй себя, а не жену! Ты привыкла ходить в джинсах, а окружение твоего мужа признает лишь длинные платья? Изменяй себя, а не мужа! Однако в вопросах религии подчас изменения становятся изменами — изменами Богу, изменами истине, изменами самой жизни, потому что религия неизменно увязывает повиновение с вечной жизнью или смертью. Должны ли мы и в этих вопросах говорить: «изменяй себя, а не другого»?

И даже если вступающие в брак из взаимной любви и уважения согласятся не требовать друг от друга перехода в свою религию, это не спасет их семью от раздоров: во-первых, у супругов останутся свои круги интересов, свои религиозные друзья, свои сферы общения, что приведет к ослабеванию взаимных уз; во-вторых, воспитание детей будет затруднено. Дети — отличные психологи. Они сразу же почувствуют разницу во взглядах и принципах родителей, и будут этим пользоваться для своей выгоды. В чьей религии воспитывать детей? Это уже само по себе является основанием для раздора. Но даже если родители прийдут к взаимному согласию в этом вопросе, то подросший ребенок вскоре заявит им: «Вы прежде между собой разберитесь, а потом меня учите». И тогда родители могут потерять всякое влияние на ребенка, потеряв его и для религии — для любой религии родителей.

Я говорю сейчас об этом не потому, что собираюсь «размахивать кулаками после драки». Для тех, кто уже заключил межрелигиозный брак, путей возврата уже нет. Мы не поддерживаем разводы. Мы — за сохранение семьи. Но я пишу об этом для тех, кто еще стоит перед выбором: вступать в брак с иноверцем, или нет.

 

Аллах = Бог?

В данный момент я не пытаюсь сравнивать ислам и христианство на предмет истинности. Я только хочу поставить Вас перед фактом, что как христиане, так и мусульмане верят в единственного Бога, который сотворил мир, сотворил человека, управляет происходящим на земле, и готовит суд для людей, вследствие которого праведники получат в награду вечную жизнь, а нечестивые — вечное осуждение и погибель. Отношение к Богу у людей разное — от отрицания до фанатизма, включая безразличие и преданность, и другие возможные вариации. Именно это отношение к Богу и представляет то, что принято называть «религиозными чувствами», «духовностью» и прочими словами. И вот здесь я хочу обратить Ваше внимание на важность этого аспекта. Потому что, если Бог есть, то Он и имеет отношение к нашей жизни, и рано или поздно Он привлечет нас к определенной ответственноти за наш жизненный выбор.

Только осознавая Бога в таком виде, Ваше беспокойство о религии будет не просто беспокойством о перемене культурных или этнических принципов, а станет вопросом, влияющим на всю Вашу земную и вечную жизнь.

Прежде чем дальше говорить о Боге и Аллахе, нам надо будет определить целый ряд принципов и рассмотреть ряд доктрин или учений как в Библии, так и в Коране. И этим мы займемся в следующий раз. А пока рассмотрим еще несколько моментов из Вашего письма.

 

Почитание родителей

Что ни говори, но в исламе вопрос почитания родителей стоит гораздо выше, нежели в христианстве. Но это вовсе не значит, что заповедь из Закона Божьего «Почитай отца твоего и мать твою» потеряла свою значимость.

Если невеста, собирающаяся вступить в брак с мусульманином, готовится войти в семью мужа и принять его родителей как своих, то тем более она должна помнить своих родителей и повиноваться им не меньше, чем родителям мужа. А может и больше, потому что Библия учит:

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим 5:8).

Этот текст говорит именно о родителях, хотя и первоначальная его цель — напомнить детям о заботе об овдовевших родителях. В сумме с заповедью о почитании родителей этот текст требует от христианина уделять должное место своим родителям. Однако, каково это место?

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2:24).

Этот текст равно говорит и мужу и жене, что с момента бракосочетания родители отходят на второй план после супругов. Для мужа в первую очередь должна иметь значение его жена, а потом его родители, и для жены в первую очередь имеет значение муж, а потом ее родители.

Должно ли слушаться родителей, которым не понравился выбор сына или дочери в вопросах брака? Я скажу так: должно было слушаться родителей ДО заключения брака. А после заключения брака, родителей осталось лишь почитать, и заботиться о них.

 

Любовь vs вера

Библия неоднократно утверждает, что Бог есть Любовь. И Бог установил институт семьи не только для того, чтобы люди могли размножаться, и даже не только для того, чтобы мужчины и женщины получали наслаждение от семейных отношений, и даже не только для того, чтобы на земле сформировались группы поддержки и заботы друг о друге, что мы называем любовью, но также и для того, чтобы через семейную любовь мы могли лучше познать Бога. Господь многократно на примерах семьи демонстрировал людям Свою любовь и Свои отношения к Своему народу.

И всё же, что должно стоять на первом месте: наша любовь к Богу или наша любовь к супругу?

Пытаясь ответить на этот вопрос мы подчас искушаемы поступить как тот малыш в церкви. На уроке воскресной школы священнослужитель обращается к детям, и чтобы разрядить напряженность задает детям загадку: «Маленькое ползет и свой домик на себе несет. Что это?» Все молчат, и только мальчишка на заднем ряду нерешительно поднимает руку: «Я думаю, что правильный ответ — Иисус, хотя так похоже на улитку…»

Мы все склонны находить «правильный ответ», расставляя приоритеты согласно политическим, идеологическим и другим представлениям. Так всё же, что важнее — наша любовь к Богу или наша любовь к супругу? Как расставить приоритеты?

Библия говорит:

«Кто говорит: `я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?  И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоан 4:20-21).

Интересные слова для размышления. Оказывается наша любовь к Богу находится в зависимости от нашей любви к людям! Я не могу сказать, что люблю Бога, если у меня имеются отрицательные чувства к близкому мне человеку. Однако мы читаем этот текст дальше:

«Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1 Иоан 5:2).

А можем ли мы по-настоящему любить людей? А не будет ли наша любовь к ближним, даже к нашим членам семьи, чем-то эгоистичным или корыстным? Люди греховны, и только Бог, Который есть Любовь, может наделить нас подлинной любовью. Вот и получается, что без Бога мы не сможем любить людей, и чем больше мы любим Бога, тем сильнее и качественнее мы будем любить наших ближних.

Вот мы и приходим к выводу в нашем противопоставлении любви и веры: без веры в Бога мы будем попросту неспособны по настоящему любить своего мужа или свою жену. Вот, почему я говорю о важности правильных взаимоотношений с Богом!

 

Всё рухнет?

Я услышал эту мысль: а вдруг не получится? А вдруг наш брак разрушится? Стоп! Вам нельзя говорить об этом. Вам нельзя даже мысли допускать об этом. Такие мысли не могут быть от Бога! А мысли способны рождать слова, и слова способны рождать поступки, и поступки созидают характер, а характер определяет нашу жизнь, причем не только временную земную, но и вечную. А это уже наша участь. Не допускайте и мысли, что Ваш брак — ошибка. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Марк 10:9). Никакой человек да не ралучает — ни родители, ни дети, ни любовники, ни сами супруги — никто не вправе разлучать.

А что, если кто-то всё же попытается разрушить? А что, если кто-то подаст на развод? Библия говорит:

«Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор 7:12-16).

Вы услышали? Если другая сторона, которая не желает исполнять закон Божий, а потому здесь названа неверующей, требует развода, и нет никакой возможности сохранить брак, то пусть будет так — к миру призвал нас Господь. Однако сам верующий никогда не должен даже и думать о разводе. Пожалуйста, не разрушайте свое счастье, которое Вы достигли такой тяжкой борьбой и такими огромными лишениями!

Да благословит Вас Господь!

Добавить комментарий