Кто такой Иса Масих (Иисус Мессия) по Корану?

Сравнение разных переводов смысла одного аята из Корана. Кем на самом деле предстает нам Иса?Коран написан на классическом арабском языке. Но мы разговариваем на русском, и большинство из нас не знают арабского языка, чтобы читать текст в оригинале. А потому мы вынуждены использовать перевод, который никогда не может быть совершенным. И всё же, сравнивая переводы, можно попытаться восстановить первоначальный смысл.

Мы рассматриваем текст 4:171. Вот переводы и некоторые толкования (тафсиры), которые я смог обнаружить:

Кулиев, Эльмир Рафаэль оглы:

 «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!». Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем! (4:171)

Османов, Магомед-Нури Османович:

«О люди Писания! Не преступайте [границ истины] в вере и говорите об Аллахе только истину. Ведь Мессия, ‘Иса, сын Марйам, — посланник Аллаха и Его слово, которое он поведал Марйам, [он] — дух, сотворенный Им. Веруйте же в Аллаха и Его посланников. И не говорите: «[Бог] — это Троица». Удержитесь [от этих слов] — так будет лучше для вас. Воистину, Аллах — Единый Бог, пречист Он, и не может быть у Него ребенка. Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. И только Аллах может быть поручителем! (4:171)

Крачковский, Игнатий Юлианович:

«О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите – три ! Удержитесь, это – лучшее для вас, Поистине, Аллах – только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок. Ему – то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как поручителя! (4:171)

Аль-Мунтахаб, коллектив исламского университета Аль-Азхар:

«О обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не возводите на Аллаха клевету, отрицая послание Исы или делая его богом наравне с Аллахом. Ведь Мессия Иса, сын Марйам, — только посланник Аллаха, как и другие посланники. Аллах создал его Своей мощью и Словом, переданным Марйам. Джибрил вдохнул в Марйам Дух от Аллаха. Иса — одна из тайн могущества Аллаха. Веруйте искренне в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Бог — троица». Удержитесь от этой клеветы — это лучше для вас! Поистине, Аллах Един и не имеет сотоварищей. Воздайте хвалу Ему! Он превыше того, чтобы у Него был ребёнок. Ведь всё в небесах и на земле принадлежит Ему. Он управляет всем. Довольно Аллаха Единого как поручителя и покровителя! (4:171)

Саблуков, Гордий Семёнович:

«Читающие Писание! Не допускайте излишеств в вашу веру; говорите о Боге только истину. Мессия Иисус; сын Марии, есть только посланник Бога, есть слово Его, низведенное Им в Марию, есть дух Его. Веруйте в Бога и в посланников Его, и не говорите: троица. Удержитесь ко благу вашему. Бог только есть единый, кому подобает поклонение. Воздайте хвалу Ему: не может быть, чтобы у Него были дети; Ему принадлежит всё, что на небесах и что на земле: Бог достаточный порука. (4:171)

Шидфар Бетси Яковлевна:

«О люди Писания, не преступайте пределов в вашей вере и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины. По­истине Масих Иса, сын Марьям — Посланец Аллаха и Слово Его, которое вселил Он в Марьям, и Дух Его. Веруйте же в Аллаха и Посланцев его и не говорите: «Троица». Если перестанете говорить это, будет лучше для вас. Поистине Аллах — Бог Единый, хвала Ему, и не может быть у него сына. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на Земле, достаточно нам Его попечения. (4:171)

Порохова-Аль-Рошд,  Иман Валерия Михайловна:

«О люди Книги!
В религии своей излишествам не предавайтесь
И ничего не говорите об Аллахе, кроме правды.
Мессия Иса, сын Марйам, — посланник от Аллаха и Его Слово,
Которое в Марйам Он воплотил,
И Дух (как милость) от Него.
Так веруйте в Аллаха и посланников Его,
Не говорите «Троица!» — себе во благо.
Аллах — Один Единый Бог!
Его величию негодно
Отцом для смертного предстать.
Всем в небесах и на земле владеет Он Один.
Его, как поручителя, довольно! (4:171)

Шумовский,  Теодор:

«Сыны Писания! Не лгите в вероучении своем:
Сказавши «Бог», да молвит каждый из вас лишь истину о Нем!
Ведь Иисус, дитя Марии, Мессия — только Божий дух,
Посланник Бога. Слово Божье — оно вошло в Марии слух.
Так верьте в Бога и посланцев, не знайся с «троицею», речь.
Вы удержитесь — так вернее себя сумеете сберечь.
Господь — один. Того Он выше, чтоб у Него ребенок был.
В мирах земля Ему подвластна и небо, полное светил. (4:171)

Абу Адель, перевод-тафсир под руководством Абдуллаха ибн абд аль-Мухсина:

«О, люди Писания [придерживающиеся Евангелия]! Не проявляйте чрезмерности в вашей вере [не выходите за рамки в вероубеждении] и не говорите на Аллаха (ничего), кроме истины [не говорите, что у Него есть сын или женщина, которая родила Ему сына]. Ведь Мессия Ииса, сын Марьям, является лишь посланником Аллаха, Его Словом [которого Он создал по Своему Слову «Будь!»], (и) которое Он отправил к Марьям [сообщил ей об этом] и духом от Него [обладатель духа, как и другие же живые творения, но словами «от Него» Аллах Всевышний проявляет ему почёт]. Так веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Три (бога) [Троица]». Удержитесь (от этого слова) и это (будет) лучше для вас! Ведь Аллах является лишь единственным (достойным поклонения) богом. Преславен (и превыше) Он того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит (всё) (что) в небесах и на земле. И достаточен Аллах как покровитель [Тот, на Кого полагаются и уповают]! (4:171)

Ас-Саади, Тафсир (толкование) шейха ‘Абд ар-Рахмана ас-Са‘ди:

… Наряду с этим Аллах приказал говорить по этому поводу только правду. Это правило имеет самый широкий смысл, несмотря на то, что эти аяты ниспосланы по поводу пророка Исы. Аллах повелел говорить о нем только правду, не уподобляясь иудеям и христианам, и возвестил о том, что он был всего лишь посланником Аллаха. Он достиг совершенства и взошел на самую высокую ступень, на которую только может подняться творение. Он был почтен пророческой миссией, которая и является той самой высочайшей ступенью и самой славной наградой. Он был словом, которое Аллах бросил Марьям, ведь он появился на свет по одному Его велению. Он не был самим Словом, но появился на свет благодаря ему. Он был духом от Аллаха, поскольку его душа была одной из тех душ, которые Аллах сотворил и одарил превосходными качествами и совершенным нравом. Ангел Джибрил, Дух Божий, был послан к Марьям и вдохнул жизнь в ее утробу, после чего она по воле Аллаха забеременела. После разъяснения истинных качеств, которыми обладал пророк Иса, Всевышний Аллах приказал людям Писания уверовать в него и во всех остальных посланников и запретил им верить в троицу. Именно так поступают христиане, которые считают Ису ее первой ипостасью, Марьям – второй, а Аллаха – третьей. Аллах велел им отречься от этих воззрений, поскольку так будет лучше для них самих. Это – единственный путь к их спасению, поскольку все остальные дороги ведут их к погибели. Затем Аллах отверг существование у Него сотоварищей и детей. Он – Единственный Бог, и Он один обладает божественными качествами. Никто не заслуживает поклонения наряду с Ним. Он далек от любых недостатков, и все существа на небесах и на земле являются Его рабами и нуждаются в Нем. Все это означает, что ни одно творение не приходится Ему сотоварищем или ребенком. …

Мы не нашли перевода Богуславского Дмитрия Николаевича (самый ранний перевод с арабского) и перевода супругов Шариповых (самый новый научный перевод). Если кто имеет эти издания, просим сообщить нам тексты этого аята в соответствующих переводах.

Этот интересный аят устанавливает, по крайней мере, две важные истины: (1) истину о происхождении Исы, и (2) истину относительно учения о троице. Рассмотрим их внимательнее:

Происхождение Исы (Иисуса) представлено здесь во многом таким, каким оно представлено в Инджиле (Евангелии), и это справедливо, потому что и Коран, и Инджил ниспосланны одним и тем же Аллахом, а потому не должны различаться. И, как мы увидели это раньше, Коран направляет истинного мусульманина именно к Писанию и к людям Писания для того, чтобы узнать полноту той истины, которая в Коране представлена лишь кратко (см «Аллах повелевает мусульманину верить Библии«). Мы видим, что Иса родился от Марьям не обычным способом. Здесь совсем нет упоминания о муже, потому что Иса был рожден в результате особого по воле Аллаха. И здесь упоминается Слово Аллаха и Дух Аллаха.

Поскольку Слово Аллаха и Дух Аллаха представлены по-разному в разных переводах, нам следовало бы сравнить их более тщательно, и попытаться понять подлинный смысл Корана и всего Писания, ниспосланного Аллахом. Потому мы будем обращаться здесь и к Инджилу (Евангелию).

Слово Аллаха. Вот, как это представлено в разных переводах:

«Мессия Иса … является … Его Словом» (Кулиев). «Мессия, Иса … — … Его слово» (Османов).  «Мессия, Иса … — … Его слово» (Крачковский). «Мессия Иса … Аллах создал его Своей мощью и Словом» (Аль-Мунтахаб). «Мессия Иисус … есть слово Его» (Саблуков). «Масих Иса … — … Слово Его» (Шидфар). «Мессия Иса … — … Его Слово» (Порохова). «Иисус .., Мессия — … Слово Божье» (Шумовский). «Мессия Ииса … является … Его Словом» (Абу Адель).

Как мы видим, помимо перевода Аль-Мунтахаб, который является более тафсиром, потому что включает в себя дополнительные слова, которых нет в Коране, и кроме тафсира Ас-Саади, все остальные переводы утверждают, что Иса — это Слово Аллаха, причем 5 против 3 пишут «Слово» с заглавной буквы, что делает Его более чем обыкновенным человеком.

Действие Слова относительно Марьям. Каким образом Марьям зачала Ису? Это было не простое зачатие от мужа-человека. И вот как сообщают об этом разные переводы:

«…Словом, которое Он послал Марьям» (Кулиев).  «…слово, которое Он поведал Марйам» (Османов). «…слово, которое Он бросил Марйам» (Крачковский). «…Словом, переданным Марйам» (Аль-Мунтахаб). «… слово Его, низведенное Им в Марию» (Саблуков). «…Слово Его, которое вселил Он в Марьям» (Шидфар). «… Его Слово, Которое в Марйам Он воплотил» (Порохова). «…Слово Божье — оно вошло в Марии слух» (Шумовский). «… Его Словом, которое Он отправил к Марьям» (Абу Адель). «Он был словом, которое Аллах бросил Марьям» (Ас-Саади).

Обратим внимание на глаголы, которые используют разные переводчики, чтобы выразить, каким образом Иса был воплощен в Марьям для последующего рождения: послал, поведал, бросил, передал, низвел, вселил, воплотил, ввел, отправил. Из этого мы понимаем главное: Иса существовал с Аллахом задолго до Своего рождения от Марьям, и был неким таинственным образом вселен в Марьям для последующего рождения. Именно об этом повествует и Библия:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.  Оно было в начале у Бога.  …И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (Инджил, Иоанн 1:1,2,14)

То Слово, которое вначале было у Аллаха, стало плотью и жило с людьми. Это Слово — и есть Иса Масих, Иисус Христос. Его рождение было необычным, и Его природа была необычной. Это мы читаем и в Библии, и в Коране. Продолжим рассматривать этот текст Корана.

Природа Исы. Как описана физическая природа этого рожденного через Марьям Слова?

«Мессия Иса … является … духом от Него» (Кулиев). «Ведь Мессия … — дух, сотворенный Им» (Османов). «Ведь Мессия … — … дух Его» (Крачковский). «Джибрил вдохнул в Марйам Дух от Аллаха. Иса — одна из тайн могущества Аллаха» (Аль-Мунтахаб). «Мессия Иисус … есть дух Его» (Саблуков). «Поистине Масих Иса … — … Дух Его» (Шидфар). «Мессия Иса … — … И Дух от Него» (Порохова). «Ведь Иисус … — только Божий дух» (Шумовский). «Ведь Мессия Иса … является … духом от Него» (Абу Адель). «Ангел Джибрил, Дух Божий, был послан к Марьям и вдохнул жизнь в ее утробу» (Ас-Саади).

Как видим, за исключением одного тафсира Ас-Саади, который есть лишь человеческая попытка истолковать слова Аллаха, все переводчики утверждают, что Иса — это Дух Аллаха. Почему Ас-Саади исказил эту мысль и сказал, что Дух Аллаха — это Джибрил, который вдохнул жизнь в Марьям? Очевидно, это уже искажение, которое вошло в ислам после того, как верные мусульмане отказались проверять трудные для понимания тексты Корана по Писаниям, ниспосланным от Аллаха прежде, как это было повелено Пророку. Однако в своей сути Коран лишь подтверждает истинность Библии, представляющей Иисуса не как обычного человека, а как существовавшего прежде у Бога и рожденного таинственным образом через Марию.

Не говорите «три». Многие христиане верят, что Бог — один, но представлен в трех личностях. Когда Коран заповедует: «Не говорите три бога, троица», то это верно — нет трех богов, а есть лишь один Бог. Мы не можем знать природу Аллаха, так же, как нам непостижима и природа Исы, Который есть Слово Аллаха и Дух Аллаха. Но главное, на что хотелось бы обратить внимание, это на толкование Ас-Саади, которое показывает, что подразумевалось под троицей или под тремя богами во времена Пророка:

«Именно так поступают христиане, которые считают Ису ее первой ипостасью, Марьям – второй, а Аллаха – третьей. Аллах велел им отречься от этих воззрений, поскольку так будет лучше для них самих» (Ас-Саади).

Но Библия не учит, что Иисус — первая ипостась божества; Библия не учит, что Мария имеет отношение к божеству! Такая троица — Иисус, Мария и Отец — это действительно заблуждение, от которого надо отречься. Аллах действительно запрещает верить в таких трех богов.

Сын или ребенок у Аллаха. Мы уже увидели из Писаний, что Иса существовал до рождения от Марьям. И Он не был рожден Аллахом до того, как был воплощен в Марьям для рождения на земле как человек. Он был Слово, он был Дух. И мы уже обсуждали ранее, что и Библия не учит тому, что у Бога есть рожденный от Него сын. И только образное выражение «дети Божьи», относящееся к верным, позволяет другое образное выражение «Сын Божий» относить к Иисусу, Который во всем уподобился людям, чтобы показать пример жизни с Богом.

Как видим, Иса в Коране — не таков как прочие люди и как прочие посланники. И потому, что Иса Масих — такой особый посланник Аллаха, и потому, что Аллах повелел верным мусульманам исследовать Писания, ниспосланные людям Книги ранее, я призываю всех обратить внимание на Ису Масиха, который был послан Аллахом, чтобы даровать спасение всем людям.

Благословений!

Василий Юнак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий